Маркетинг  •  07 июля 2024  •  5 мин чтения

Статистика запросов в Яндекс Wordstat: узнать, что спрашивают люди, и подстроиться под спрос

Разбираемся в работе сервиса для статистики поисковых запросов: как подбирать ключевые слова в Вордстате и узнавать их частотность, как настраивать регион и определять сезонность. Выясняем, зачем нужна статистика запросов Вордстат и смотрим примеры работы с сервисом.

Что такое Яндекс Wordstat

Яндекс Wordstat — это сервис для поиска информации о запросах пользователей. Сервис показывает, что, как часто и в каком количестве люди спрашивают у Яндекса. С точки зрения интернет-маркетолога возможность посмотреть частотность запросов в Вордстате — это уникальный инструмент, у которого нет аналогов. Через него маркетолог может оценить качество спроса, сезонность и другие параметры для работы с трафиком. Сервис можно назвать «мини-комбайном позапросной аналитики» для маркетолога.

Wordstat нужен в первую очередь для создания контекстной рекламы: он помогает подобрать запросы для объявлений. Также его можно использовать в продвижении в поисковой выдаче и при планировании контента сайта.

Материал по теме:
Что такое контекстная реклама: коротко об основах

Зачем нужна статистика ключевых запросов

Ключевые запросы: что такое и какими бывают
Ключевые запросы — это слова и словосочетания, по которым люди ищут товары и услуги в интернете. Чем больше запросов, тем больше интерес к предмету поиска. Если сайт или лендинг компании качественно адаптирован под популярные поисковые слова и фразы по своей тематике, это повышает его шансы оказаться выше в результатах поиска по запросу. Оптимизация сайта помогает людям легче и быстрее находить релевантные сайты.

По частоте выдачи ключевые запросы бывают:

● Высокочастотные (от 1 000 показов в месяц) — популярные, но при этом очень конкурентные. Оптимизироваться по ним сложно, потому что сотни и тысячи сайтов занимаются тем же самым. Например: запрос «купить цветы» будет считаться высокочастотным.

● Среднечастотные (до 1 000 показов в месяц) — популярные, но более конкретные запросы: «купить розы в центре Москвы» можно считать среднечастотным.

● Низкочастотные (до 100 показов в месяц) — это конкретные запросы от людей. Например, перед 1 Сентября запрос «купить розы в магазине Жарден на улице Ленина» — это конкретный и поэтому низкочастотный запрос.

Wordstat: статистика ключевых слов

Основная возможность Wordstat — показать, сколько раз люди искали товары, сервисы или услуги за последний месяц. Так можно выявить статистику и оценку спроса по частотности. А по оценке спроса можно сделать прогноз трафика на сайт. Например, если компания продаёт велосипеды и самокаты, с помощью сервиса Wordstat можно выяснить, что из этого люди ищут чаще: «купить велосипед» или «купить самокат». Один из кластеров будет популярнее, чем другой, и это поможет при оценке и приоритизации товаров на сайте.

Информацию про покупку велосипеда за месяц искали чуть больше миллиона раз
А про покупку самоката спрашивали всего 181,1 тыс. раз за месяц

Спрос на сани начинает расти в октябре

Статистику запросов Wordstat используют при работе с семантическим ядром сайта. Это набор слов, их форм и сочетаний, который описывает тематику сайта. Семантическое ядро нужно для того, чтобы алгоритмы правильно видели сайт и поисковики выдавали его в ответ на релевантные запросы.

С помощью Вордстат можно:

● собрать ядро запросов для всех разделов сайта;

● оценить каждый кластер — группу запросов;

● выстроить график сезонности кластеров;

● оценить, как менялся тренд на продукт или услугу;

● узнать, как география влияет на запрос.

Данные статистики Вордстата помогают собрать информацию для запуска рекламы и продвижения товаров или услуг и распределить бюджеты на рекламу по сезонам.

Инструменты анализа спроса помогают эффективно тратить маркетинговые бюджеты и получать заявки на товары и услуги из поисковой выдачи. 

Неочевидный способ применения Wordstat — нейминг продукта. Сервис может помочь в разработке названия, которое будет понятно и известно как можно большей аудитории. Например, в школе программирования разработали курс по фронтенду. Чтобы понять, как его назвать и с каким названием продвигать, можно обратиться к Wordstat.

У запроса «курс по фронтенд-разработке» всего 281 показов в месяц. Такое название курса может быть неудачным для продвижения

С курсом веб-программирования тоже можно не угадать при продвижении

Больше шансов будет у курса с названием, в котором фигурирует веб-разработка

Интерфейс и функции Яндекс Wordstat

Результаты
Интерфейс Яндекс Wordstat состоит из поля ввода, выбора региона, разбивки по типам устройств.

Когда пользователь вводит запрос, появляются результаты: колонка слева — запросы, которые включают заданную фразу, справа — запросы, которые могут быть похожи на исходный.

Все запросы суммированы в первой строке, поэтому складывать все результаты некорректно. Так, всего результаты по запросу «купить сани» показывались 5 388 раз. В эти разы включены все показы ниже

Вордстат Яндекс показывает самые популярные запросы, при этом они «вложены друг в друга». Если «провалиться» в результаты, пользователь может собрать более детализированные запросы, включённые в исходный.

«Провалившись» в запрос, можно увидеть, какие именно сани и для каких поездок искали пользователи

Показы в месяц — это прогноз количества показов в месяц, который можно получить, если взять этот запрос как ключевое слово. Система учитывает запросы только через поиск Яндекса и не учитывает поиск в рекламной сети Яндекса.

Без настроек сервис для всех видов устройств, но можно детализировать. Десктопы — это компьютеры и ноутбуки, мобильные — это телефоны и планшеты. Для более глубокой детализации можно посмотреть только телефоны или только планшеты. Анализ и сравнение по типам устройств иногда помогают понять, что нужно уделить внимание мобильной версии сайта или даже заняться мобильным приложением.

Поиск по регионам
По умолчанию статистика Wordstat показывает результаты поиска по всей стране, но можно детализировать по регионам. Для этого нужно выбрать интересующий регион во вкладке «Все регионы», а под полем ввода сменить выбор на «По регионам».

Так можно увидеть, что курсами по программированию 1С больше всего интересовались в центральном округе — в частности, в Москве

Детализация до устройств помогает понять, с какого вида устройства чаще ищут по запросу.
С десктопа про курсы по программированию на 1С спрашивали 2 709 раз за месяц
С телефона информацию по запросу смотрели чуть реже — около 1 600 раз за месяц
Запросы в истории
История запросов Яндекс Вордстат показывает, как от месяца к месяцу менялся интерес к предмету или услуге. Это помогает спланировать рекламный бюджет и определиться со сроками запуска рекламы.

Рост интереса к программированию вырастает зимой и падает к лету

Абсолютное значение показов в истории — это «чистый» результат — точное количество запросов в определенный момент.

Относительное значение — это популярность запроса на фоне остальных в Яндексе.

Как пользоваться Wordstat

Сервис бесплатный, но работать в нём могут только авторизованные пользователи. Поэтому для использования нужно зарегистрироваться в Яндексе.

По умолчанию в статистике Wordstat показываются все запросы, содержащие ключевую фразу, по всем формам слов и без учёта порядка слов. А предлоги и другие служебные части речи — они называются стоп-словами — не учитываются. Корректировать результаты можно с помощью операторов.

Операторы — это символы, которые помогают корректировать результаты поиска в Wordstat. В сервисе шесть операторов.

Оператор
Что делает
!
Фиксирует форму слова — падеж, число:

Купить !велосипед

Без оператора «!»
С оператором «!»
Оператор
Что делает

+

Фиксирует стоп-слова: предлоги, междометия, служебные части речи — и выдаёт запросы с ними:

Купить колёса +для велосипеда

Без оператора «+»
С оператором «+»
Оператор
Что делает

“”

Фиксирует количество слов и показывает только заключённый в кавычки запрос без дополнительных слов

Результаты с оператором «“”»

Оператор
Что делает

[]

Фиксирует порядок слов в запросе:

[Купить колесо для велосипеда]

Результаты с оператором «[]»

Оператор
Что делает

() и |

Помогает искать сразу несколько смежных запросов в одном

Купить велосипед (недорого I Stells)

Результаты с оператором «(I)»

Кроме операторов в Wordstat можно использовать «минус-слова». Это такие слова, которые могут привести нецелевой трафик. Например, если магазин продаёт велосипеды только в офлайне, при подборе слов в Wordstat нужно добавить минус-слова: «купить велосипед -онлайн, купить велосипед -заказать, купить велосипед -доставка».

Примеры использования Яндекс Wordstat

Яндекс Wordstat можно использовать по трём направлениям работы:

контекстная реклама,

● продвижение в поисковой выдаче,

● поиск идей для текстов на сайт.

Работа с контекстной рекламой
Для размещения контекстной рекламы используется сервис Яндекс Директ. Например, нужно создать объявления о курсах по программированию на 1С. Чтобы понять, по каким запросам настроить показ объявлений, можно собрать высокочастотные запросы в Wordstat.

С мая по июнь курсы по программированию на 1С искали 502 раза

Продвижение в поисковой выдаче

Для SEO-оптимизации нужно работать с семантическим ядром сайта. Wordstat поможет сформировать ядро для маленьких сайтов. В случае работы с большим ассортиментом и структурой для этих целей больше подходит, например, сервис Key Collector и его аналоги. С помощью Wordstat можно собрать идеи и наработки для семантического ядра и верхнеуровневые запросы.

Например, если речь идёт о продвижении курсов по программированию на 1С, нужно собрать в Wordstat все похожие и близкие запросы.

Релевантные запросы собирают в Wordstat, чтобы затем в отдельном сервисе сформировать семантическое ядро сайта

Использование Wordstat для разработки контент-плана текстов на сайт
Идеи для текстов также можно искать в статистике Wordstat. Например, школа программирования, которая учит фронтендеров, бэкендеров, тестировщиков и iOS-разработчиков, может найти темы для текстов, перебирая запросы.

Школа программирования могла бы подготовить статьи о профессии фронтенд-разработчик и её востребованности на рынке

Если тексты под очевидные и популярные запросы уже опубликованы, пользователь может углубиться в популярные запросы и найти неочевидные темы для контента. Например, если компания продаёт продукты и поддерживает сайт с рецептами и про готовку пирожков написано всё, можно «провалиться» в запрос и подобрать новые темы.

Углубление в запрос помогает найти неочевидные, но при этом востребованные темы

Расширения для работы

У Wordstat нет логичного и удобного инструмента для копирования результатов. Расширения или ассистенты помогают работать с выдачей быстрее и удобнее.
Yandex Wordstat Assistant
Самое популярное расширение — это Yandex Wordstat Assistant. Оно подходит для браузеров Google Chrome, Mozilla Firefox, Яндекс Браузер и Opera. Расширение бесплатное.

Без него результаты подбора слов в Яндекс Вордстате нужно переносить в таблицы для дальнейшей работы вручную: копировать, открывать таблицу, вставлять, возвращаться в интерфейс Wordstat. Если речь идёт о сборе 2—3 популярных запросов из Вордстата, это легко и быстро. Но если нужно собрать несколько десятков запросов, задача превращается в монотонную длительную работу. Расширение помогает автоматизировать сбор и перенос в таблицу этих запросов.

После установки расширения в Wordstat слева от каждого запроса появляются «плюсики». Если их нажать, фраза добавляется в окно расширения.

Затем через кнопку копирования можно скопировать в буфер обмена получившийся список. Его нужно вставить в таблицу: Excel, Google Таблицы или другой редактор таблиц. Так получится готовый список ключевых фраз с частотностью в Вордстате, который затем можно использовать для формирования объявлений в Яндекс Директе.
Yandex Wordstat Helper
Ещё одно популярное расширение — Yandex Wordstat Helper. Оно работает только в Google Chrome. Расширение бесплатное.

По механизму работы похоже Yandex Wordstat Assistant: также подключает «плюсики» к запросам, помогает добавлять их и выгружать в таблицу. Кроме этого, расширение умеет сортировать получившиеся запросы по частоте и алфавиту, а также удалять дубли.

Главное: чем полезен сервис

● Wordstat — инструмент позапросной аналитики, у которого нет аналогов. Сервис помогает получить информацию о запросах пользователей: что и как часто люди спрашивают у Яндекса.

● В первую очередь Вордстат полезен в работе с контекстной рекламой: он помогает собрать запросы для объявлений.

● Кроме контекстной рекламы данные из Wordstat можно использовать для продвижения в поисковой выдаче и при разработке контент-плана для сайта.

● Браузерные расширения облегчают и автоматизируют работу с Wordstat. Самые популярные расширения: Yandex Wordstat Assistant и Yandex Wordstat Helper.

Статью подготовили:

Дарья Лихач
Яндекс Практикум
Head of SEO

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться 

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Nov 12 2024 13:12:44 GMT+0300 (Moscow Standard Time)